Наш дворец

Новое учреждение культуры не случайно названо дворцом…

 

Ломоносовский Дворец культуры города Архангельска отмечает свое сорокалетие. Но те, кто давно живет на Варавино, те, кто имел непосредственно отношение к его открытию, говорят о том, Дворец строился так долго и непросто, что десять лет строительства тоже стали частью его истории. Истории, надо сказать уникальной. Дело в том, что в советские годы строительство учреждений культуры оплачивалось, как правило, из средств отраслевых профсоюзных организаций и названия у очагов культуры были профильные: ДК строителей, ДК моряков. «Клуб в Варавине», как его называли в газетах, создавался как городской, государственный.

Чтоб не растаяла надежда

Вот как писала о ситуации со строительством ДК областная газета «Правда Севера» за год до его окончания:

«Не много в Архангельске найдется объектов, окончания строительства которых с таким нетерпением ожидали бы тысячи людей, как клуб в Варавине. Со временем начала сооружения его (1969) новый микрорайон превратился в настоящий городок с населением более 20 тысяч человек. Чуть было не написал настоящий современный городок. Но этого нельзя пока сказать: клуб – один из объектов, определяющих архитектурно-градостроительную завершенность новых застроек, до сих пор не распахнул свои двери.

Надежда на скорое завершение строительства появилась в минувшем году, когда на объекте можно было увидеть рабочих третьего управления треста № 2. Строители выполнили план и заложили хорошую основу, чтобы в нынешнем году Варавино справило, наконец, новоселье.

Но очень скоро надежда эта растаяла, как лёгкое летнее облачко. Проблемы с финансирование не позволили заказать оборудование. И хотя позже средства были найдены, это уже не могло заметно изменить ситуацию, потому что в середине года никто заказов на оборудование, разумеется, принять не мог. Все это привело к тому, что субподрядчики, которые должны были освоить основные средства, работы по существу не имели. И вообще за восемь месяцев здесь не выполнено даже половины запланированного. Теперь речь идет о том, что бы сдать клуб в следующем году. Есть и еще одна причина, которая может этому помешать. Дело в том, что варавинский очаг культуры строится по давно устаревшему проекту. Теперь к подобным сооружениям иные требования, в начале года началась корректировка проекта. Заказчик – управление капитального строительства активно занимается этими вопросами. Но, повторяем, ощутимых результатов это пока не дало.

Хотелось бы, чтобы за решение проблем строительства заинтересованные организации брались более энергично, чтобы его ввод в будущем году, не оказался под угрозой срыва. Нельзя допустить, чтобы вновь растаяла надежда варавинцев. Уж очень они истосковались по своему очагу культуры».

Вопрос о завершении строительства стоял на контроле областного и городских комитетов КПСС, «немалую инициативу и настойчивость проявили областное управление и городской отдел культуры, дирекция будущего дворца». Уже в середине 1978 года в здание на субботник приходили студенты, работники близлежащих предприятий.

Красный день календаря

Все, кто знает историю, помнят, что ноябрь в Советском Союзе – это время рапортов о достижениях, приуроченных к годовщине Великой Октябрьской социалистической революции, отмечаемой 7 ноября. Открытие Дворца культуры не стало исключением: 21 ноября 1978 года решением исполнительного комитета городского Совета народных депутатов города Архангельска был утвержден акт государственной приемочной комиссии « о приемке клуба на 800 мест и присвоении ему названия «Ломоносовский дворец культуры».

 «Правда Севера» в номере от 25 ноября пишет о том, что «сегодня в районном Дворце культуры пройдет партийная конференция Ломоносовского района. Потом, по традиции объект закрыли для устранения недоделок, официальное же открытие прошло в декабре, на сцене выступил Северный русский народный хор.

Дворец принимал гостей в киноконцертном, танцевальном и спортивном залах. Художники Валерий и Нелли Таргонские – авторы фасада Дворца культуры, собрали команду высокопрофессиональных художников, которые создали оригинальные арт-объекты, придающие Дворцу индивидуальность: чеканка на фасаде, мозаичное панно в фойе, северные мотивы в оформлении малого зала. Посетителей встречали просторные светлые холлы, современная мебель, оборудованный лекционный зал, книги и газеты.

Коллектив Ломоносовского Дворца культуры проводил творческие вечера, встречи, конкурсы профессионального мастерства и даже свадебные церемонии. Сразу после открытия в Ломоносовском Дворце культуры были организованы различные творческие объединения: клуб самодеятельной песни, кинофотообъединение, оркестра народных инструментов, ансамбля бального танца, театральный коллектив, хореографические ансамбли для детей и юношества.

За долгую историю менялись руководители и коллективы, каждый оставлял свой след в истории. Но есть у нас те, кого мы сегодня называем нашей визитной карточкой – хор русской песни «Варава» и хореографический ансамбль «Улыбка». Хор создала студентка музыкального тогда еще училища Галина Пигалева и руководила им десять лет и даже название – ее заслуга:

– Мы начали работать, когда Дворец только-только открылся: вешали объявления, ходили по организациям. Сначала у нас были оркестр, танцевальная и хоровые группы. А что касается названия, то где-то прочитала, что слово «варава» – бойкий человек и решила дать коллективу имя, созвучное названию района, – рассказала Галина Борисова.

Для сотен юных танцоров «Улыбки» танцевальные залы Дворца культуры стали родным домом, здесь созданный Ниной Александровной Захаровой ансамбль развивался, ездил на гастроли, добивался побед, создавал золотой фонд своего репертуара. Приобщая участников к подлинному, большому искусству, Нина Александровна получила звание Заслуженный работник культуры России, стала обладателем профессиональной премии «Успех». Многие из ее учеников стали профессиональными хореографами, но и те, кто не связал жизнь с танцем напрямую, а таких большинство, утверждают, что «Улыбка» научила их ответственно относится к работе, ценить дружбу, видеть красоту в обыденном.

На сцене Дворца культуры в разное время выходили Евгений Леонов, Константин Райкин, танцор Махмуд Эсамбаев, академический хореографический ансамбль «Березка», Юрий Куклачев, группа «Ария»

 

Золотая эпоха кино

С открытие Дворца культуры в микрорайон пришло и самое массовое из искусств – кино. По словам жителей, киносеансы, особенно в выходные, проходили с аншлагом: кинозал был в шаговой доступности, кинооборудование новым, кресла удобными. Но главной причин полных залов была оперативность – киноэкран Дворца был третьим в городе – то есть ленты демонстрировались после показа в кинотеатрах «Мир» и «Русь».

По воспоминаниям работников кинофикации, иногда в выходные и праздники, не очень официально, кинохиты из «Руси» привозили во Дворец на такси. Показывали два-три сеанса и увозили обратно. А выбрать было из чего: утренние киносеансы радовали детей мультфильмами, на дневные и вечерние приходили взрослые. В 1978 году на экранах города смотрели «Сказ про то, как Петр арапа женил» с Владимиром Высоцким, «Калину красную» с Василием Шукшиным, с экранов звучал мелодичный вальс Евгения Доги из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь». Иностранный кинематограф был представлен французской «Игрушкой» с Пьером Ришаром, социальной трагикомедией «Торговцы смертью» итальянского режиссера Альберто Сорди.

Несмотря на то что в советском кинопрокате было много проходных лент, как тогда говорили «на производственную тематику», кино тех лет было искусством, воспитывающим думающего зрителя.

В 2009 году во Ломоносовском Дворце культуры была предпринята попытка возобновить показ кинофильмов. Сегодня в киноаппаратной Дворца организована экспозиция «Архангельские киномеханики – рядовые армии кино», посвященная работе сети кинофикации Архангельска.